Ниже будут рассмотрен ряд типичных неисправностей топливного насоса Паджеро 3.
Распределительный топливный насос с электронным управлением 109144-3062 на самом деле достаточно надёжен и при грамотной эксплуатации может работать долго. Рассмотрим некоторые неисправности насоса, возникающие при использовании некачественного топлива и ненадлежащем уходе за топливной системой.
Одной из основных причин выхода ТНВД из строя является износ плунжерной пары, вызванный попаданием в насос грязи, воды и металлической стружки.
Всё это постепенно накапливается в топливном баке. На момент отказа насоса, как правило, наблюдаем в баке вот такую картину:
(
все фото кликабельны!)
![Грязь и ржавчина в топливном баке Паджеро 3 Причины износа плунжерной пары](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgSTSm6DyXPajz3RgWCOcLdEKre6fvTz8iRI1cxfHdc6rYzUDtNfPwc3h2CuOHChgDdrp80rokC-jsmeOYkt_H523Bivr-JnADBtsZcYOtoLWofxwANB9DBOPipIn_gycyvwg6yY-Dzbb8/s1600/%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25BA%25D0%25B0.JPG) |
заглянули в бак |
Ротор плунжера выглядит так:
![ME190711 плунжер 9443613928](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgRaodQfYKVd9935Bf8VLJiUb7RirA5zrdSs6t4VoG4AsWCGu6EnEnMQqSSKEz2POY3mcEHoEIxIfdo_xxp_t3gzL6Jguq2x25JAJtQoLlDSd3LrN7e0Udui5r3EZVePthHLWUCEAr95xg/s1600/%25D0%25A0%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580+%25D0%25A2%25D0%259D%25D0%2592%25D0%2594+Zexel+VRZ.jpg) |
внешний вид ротора насоса |
На рабочей поверхности появляются риски (см фото с микроскопа):
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh1MKda7KnyfCo61cRD51U6Lbw1dS6O4oEyLv7mdOf46MxNwJiEEtHB0LiXAZ9HTZu7hoHJf-2csrlq5Dz1hiNQbmqW5kYHaR_KuoVY7Up-S2ayVQKMj0WVTcRrXmqMIbK3vXYzmSjtCF8/s1600/%25D0%2598%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581+%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0+%25D0%25A2%25D0%259D%25D0%2592%25D0%2594+Zexel+VRZ.jpg) |
риски на поверхности ротора |
Этого вполне достаточно для того, чтобы давления, создаваемого насосом не хватало для запуска прогретого двигателя. Появятся и проблемы с работой на холостом ходу. При этом ошибок в памяти ЭБУ двигателя не будет.
Попадание воздуха в топливную систему также может привести к повреждению деталей насоса. Нередко приходят машины с жалобой на потерю мощности, горит лампочка "CHECK ENGINE", в памяти ЭБУ
ошибка 25 Датчик положения поршня опережения. Иногда ещё
ошибка 43. Снимаем датчик, смотрим состояние штока:
![шток датчика опережения 479675-6720](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhnLXhVt6nEZP1QVk11b2DJVwQKerqXRW-nOz64wNbumXtnf-HUGMrRwIiZxy1vyTnMwoFz-sWRQbbkyJ4PMKh-99iWuBVBCuWG0q-qndWlE3EdX9287S8d8aVhYAunVEvIKFY0zLRRx-Q/s1600/%25D0%25A8%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA+%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F+9443612895.jpg) |
слева исправный шток датчика, справа шток с обломанным наконечником |
Шток датчика изготовлен из немагнитного материала, наконечник из стали. Этот наконечник и отламывается (на фото справа шток с отломанным наконечником) На фото снизу наконечник ещё не отломан, но уже появился люфт.
![9443612895 шток датчика люфт](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg7neMekmp-dXv-INWz3ANhsasArjcQqWNvBnDmnwoVJ42AlrewhoSq-3fUMYWEWvcQw5TAIvCkwDvAIRHtig8JoZor0twTg_njSVh7JRl8sSfruIs5oI53S64n-PT40pdHrmOE2V7THd8/s1600/%25D0%25A8%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA+%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F+9443612895+%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.jpg) |
шток датчика с люфтом |
Причина поломки штока - повышенные пульсации давления, вызванные наличием воздуха в системе из-за негерметичности иногда в сочетании с повышенным разрежением на входе в насос. Причинами повышенного разряжения могут быть забитый топливный фильтр, замерзание топлива.
Сама по себе замена штока не является сложной и дорогостоящей операцией, снятия насоса не требуется, однако в большинстве случаев этого оказывается недостаточно, и без ремонта насоса и приведения в порядок топливной системы обойтись не удаётся.
Ссылка авторитетные ресурсы
здесь и
здесь.
И ещё один пример: двигатель уже не заводится никак. Ошибок по сканеру нет. Некоторое время назад был установлен сепаратор Stanadyne с 2х микронным фильтром. Подробнее об установке фильтра
здесь и
здесь.
Заглядываем в колбу-отстойник:
![дополнительный топливный фильтр отстойник сепаратора Stanadyne](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhEaFVSLmPEzDsTNKvKuPowyQ87z1g1a2wSwn5V8ZEIuYTaAKY5kTCfbUgcrdWAxjmcjO-hwwMdXN08AcIcWLQP7BeO6AaGceuWayxUBGtnY7hqRWHO6srjk6rpkoT7oRKPvlsg_Vq0QxU/s1600/%25D0%2593%25D1%2580%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258C+%25D0%25B2+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B1%25D0%25B5+%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0+STANADYNE.jpg) |
колба сепаратора |
Обнаруживаем странную субстанцию. Жаль, конечно, что владелец автомобиля не слишком часто интересовался состоянием фильтра... Подсоединяем ёмкость с чистой соляркой - насос не качает. Пока снимается насос заглядываем в топливный бак:
Вот так выглядит топливозаборник:
![Паджеро 3 топливозаборник грязь на топливозаборнике бака](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi1nWkfqidcEm-GSA67eapLq8PdasqQ1dmPDspK3Hin9tyHVhNScJhvItGqFdsZlmO9O5J4bu2-0EeJoz7BVpSbGM2PUdR5fveOgTQaXyDj79REwWrKR5yuSqN4BHTczMs85GwBOKimTfA/s1600/%25D0%2593%25D1%2580%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258C+%25D0%25BD%25D0%25B0+%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B5+%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE+%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg) |
топливозаборник |
В баке стоял магнит вот так он выглядит теперь
![магнит в топливный бак магнит для сбора стружки.](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgdabGyUHgIysPtmKO5PQWWns7eNWMxsAn7V9Stn_5OWOXNJmsqBUgSk4gljQA0G_Iy_dH89nVCmekO6GREb0Z8oAUdAKTV-LOb9zvmtPm50RArxEKo3wDHBXHZ9yhT-LBZXkOxXg5wuQg/s1600/%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582+%25D0%25B2+%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC+%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B5+%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B6%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BE.jpg) |
магнит из бака |
Разрезаем колбы штатного топливного фильтра и сепаратора, извлекаем фильтрующий слой, сравниваем эффективность фильтрации:
![фильтр станадайн сравнение фильтров](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjW560JiFdRiyf5d0NgYJe25symqtrCAhspvlAFHD1YdZyuCfKvdwgrd6AJHfil-2cr8m401Y_DQMJqKLFVRyZH3aFyK6gLnXye43hxB3C3HIsG3yYJJTnTsZ26qLIrcZEcmJaKsFxJkKo/s1600/%25D1%2581%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5+%25D1%258D%25D1%2584%25D1%2584%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8+%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8+STANADYNE.jpg) |
Сравнение эффективности фильтрации штатного фильтра и сепаратора Stanadyne |
Вверху фильтрующий слой штатного фильтра, он почти ничего не задержал. Фильтр Станадайн (нижний на фото) забит полностью, что и вызвало повышенное разрежение на входе в насос.
С плохим фильтром срок службы насоса невелик - поставили хороший фильтр: всё равно нашёлся способ угробить насос. Владелец автомобиля признался впоследствии в том, что добавлял в топливо присадку, которая в соединении с соляркой почему-то превратилась в то, что мы видим на фото...
Разбираем насос, считаем потери:
![149610-0200 кулачковая шайба 9443612823](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgru_OBkCmsLQ_H4oxUCd9iHBMzb0360S7gY3KWx6TQ3huvfbigik7AUWwYZ7HeFzJUqkQASTBWM9SZkM0fwOXi4lGMvRmB90p0JQW5-WoKz6A_8ecRjjSi1Vpz05cSN-f6gJV2aU4vw1o/s1600/%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F+%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B9%25D0%25BC%25D0%25B0+9443612823.jpg) |
Разрушилось кулачковое кольцо |
![Ремонт ТНВД Паджеро 3 Паджеро 3 Поршень опережения](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhm0dM_GhsvrVeEC8FWFeA171HGZBGjzekZ6eQO_gM6oJNvQZH9FWoSyrqs2cf6kK5eQOGm2vIJTmAcb4zuLgCQdY3SR4YszuPMR2E4YCn9nFIoYmzTBbV2MKs0XC6eqnhi0I-Qf7Np_2w/s1600/%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2588%25D0%25BD%25D1%258F+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F.jpg) |
Поршень опережения развалился на две части |
Разрушение поршня - достаточно редкий случай, чаще на поршне опережения появляется наклёп.
![Тнвд 4m41 ремонт внешний вид поршня опережения ZEXEL VRZ](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj2YjWHRuGu2kHaQoB6E_qByk-Sq9JzWf4hPgkvAv1pCfMvwLEedsE0_MvACFfQPk-Z2gwxdZ5vLLVNK93olWBS5tJyUPGegnPVnd6WBUyKhUDxRgCV-jU9frYfwg1E9To3YVGZ6ZMyjjg/s1600/%25D0%259F%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F+Zexel+VRZ+%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25BB%25D1%2591%25D0%25BF.jpg) |
Наклёп на поршне опережения |
Если приглядеться можно увидеть трещины:
![Разборка ТНВД ME190711 Трещина поршня опережения 109144-3062](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgguTwtQJlSYKMgg9qtpE09Z8DsfTczdkioLITSvadQcd5aw5UT6b5ysjT_dmnlI_PJQEKm4qrGx8z_EPeZTgh1IzVvIuDHTUj7HVrpWdzgwKdpcE6FqcF7EtPmFjuz46Uc9kh7qEq2QZY/s1600/%25D0%259F%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F+Zexel+VRZ+%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0.jpg) |
Трещина на поршне опережения (фото с микроскопа) |
Осматриваем корпус насоса: с одной стороны втулка, в которой ходит поршень не пострадала
![Паджеро 3 дизель ремонт насоса Втулка поршня опережения.](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj9nljg31pwHQe2NT7qXiMW_SvSVYk2NYDYLMot8wnM6u00_MW8r0Mxq7p2IFKX7wPqF7rCebfZp5HdoVCeECqkMcMmpHWbwWVLQR1-577W-vwKwCQw7Tq-em3AHQCgNkkXE1VbhjXJ8Rg/s1600/%25D0%2592%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B0+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2588%25D0%25BD%25D1%258F+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F++%25D0%25A2%25D0%259D%25D0%2592%25D0%2594+ZEXEL+VRZ.jpg) |
Корпус насоса втулка поршня опережения |
Вторая втулка (с противоположной стороны корпуса) сместилась:
![Ремонт ТНВД Pajero 3 фото Втулка в корпусе насоса](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh9GdJa-OnWxpVYIdn_CKNhVeGGNfKzVVIQktMYGt0jH-XTp3H9QmyQQ9p-pk24N1vhyyw5rSNSpF92ub4YA2W4aVw3hbBsohEdcTGIleT2OwAXUoiMDmNLWQVNGvF_P7YCEEcTk-ILWlY/s1600/%25D0%2592%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25B0+%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2588%25D0%25BD%25D1%258F+%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F++%25D0%25A2%25D0%259D%25D0%2592%25D0%2594+ZEXEL+VRZ+%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F.jpg) |
нарушенная геометрия втулки поршня опережения |
При такого рода повреждениях единственный выход - замена корпуса насоса.
Это далеко не полный перечень деталей и узлов насоса, выходящих из строя по перечисленным выше причинам.
Единственный способ избежать подобных ситуаций - следить за состоянием топливных фильтров.