Nissan Primera (P11) 2.0 Дизель Турбо 2001 года выпуска двигатель C20DT периодически не заводится. Происходит это, со слов владельца автомобиля, и на холодном и на горячем двигателе.
Что вызывает основные трудности при диагностике автомобилей с дизельными двигателями? Топливная система (особенно это касается двигателей с распределительным электронно-управляемым ТНВД) “живёт своей жизнью”, а блок управления - своей.
Двигатель не заводится, а электронный блок управления не видит отклонений параметров и не выводит ошибок. Особенно усложняется ситуация в тех случаях, когда неисправностей несколько и они имеют плавающий характер - проявляются непостоянно одновременно или поочередно.
Машина пришла своим ходом, подключили сканер и не увидели ни одной ошибки в блоке управления двигателем. При этом фактические параметры: обороты, время впрыска, опережение и пр. увидеть удалось.
Заглушили, далее - стандартная процедура: проверка отстоя топлива с топливного фильтра на наличие металлической стружки. Стружки оказалось порядочно и в фильтре и в топливном баке. Подсоединили ёмкость с чистой соляркой, удалили воздух из топливной системы стартер вращается, а двигатель заводиться не хочет!
Подключили сканер - ошибки в блоке управления двигателем отсутствуют.
На этом двигателе установлен распределительный топливный насос типа VE производства BOSCH номер 0 460 404 965.
Все картинки кликабельны!
Проверили питание на электромагнитном клапане (электровыключатель ELAB, он же
fuel cut solenoid на фото обозначен стрелкой) при включённом зажигании. Питания нет.
Странная история: блок управления двигателем функционирует т.к. фактические параметры на сканере отображаются, в том числе “сигнал пуска”, ошибок нет - значит скорее всего нет и обрывов цепей электромагнитов и датчиков, тем не менее команда на включение электромагнитного клапана (ELAB) отсутствует. При этом автомобиль каким-то образом заводился и приехал своим ходом!
Может быть что-то в электронике блока управления двигателем отходит? Или кто-то “покопался” в прошивке блока управления и стёр “маску” ошибок?
Отсоединяем разъём датчика перемещения иглы и видим на сканере ошибку 34 (датчик перемещения иглы - сигнал слишком большой). Значит всё-таки блок управления “видит” ошибки. Вернули разъём на место, стёрли ошибки и…. появился плюс на ELAB. Покрутили ещё немного стартером и на форсунки пошло топливо. Однако завести двигатель так и не удалось. Насос не создавал давления необходимого для открытия форсунок. Приняли решение начать с приведения в порядок топливной системы.
Отремонтировали ТНВД: заменили ротор,поршень опережения по причине износа и ещё кое-какую мелочёвку. Затем, после проверки на стенде форсунок и насоса и промывки топливной системы, вновь приступили к запуску двигателя.
Однако и на этот раз не удалось завестись. Повесили лампочку на клапан ELAB, отслеживаем: При включении зажигания питание появляется, затем, через несколько секунд пропадает вне зависимости от того вращается в этот момент стартер или нет. Ошибок по-прежнему нет. Плюс на соленоид приходит непосредственно с блока управления двигателем (см. схему из мануала ниже)
В том-же мануале говорится, что при неработающем двигателе питание на соленоид ELAB может не подаваться даже при включённом зажигании. Честно сказать не так часто попадаются такие машины. Обычно плюс на клапан приходит при включённом зажигании постоянно.
Выводим на экран сканера обороты двигателя, вращаем стартером и видим: 0 об/мин.
Блок управления двигателем “не видит” сигнала с датчика коленвала! (Датчика распредвала на этом двигателе нет) Снимаем разъём с датчика коленвала. На фото ниже
стрелочка с цифрой 1 - разъём датчика подъёма иглы, стрелочка с цифрой 2 - разъём датчика коленвала.
После третьего включения-выключения зажигания появляется ошибка 47 (датчик числа оборотов - сигнал недостоверен). Блок управления реагирует. Переходим к изучению самого датчика коленвала, см схему ниже:
Два провода и экран - значит обычная катушка индуктивности. Измеряем сопротивление - 300 кОм. В мануале указана величина 1.2 -1.5 кОм. Явное несоответствие номиналу.
Почему же не появляется ошибка по датчику коленвала? Никакого опорного напряжения на разъёме датчика нет ни при включённом зажигании ни при вращении стартером. А должно ли оно там присутствовать? На осциллограммах, приведённых ниже можно увидеть насколько велика допустимая разность амплитуд напряжения на датчике: холостые обороты - 4 вольта, 2000 об/мин -12 вольт. То есть вполне возможно в данном случае сам датчик является генератором электрических импульсов.
С другой стороны при такой величине допустимого разброса сигнала блоку управления непросто распознать неверный сигнал датчика коленвала, с чем мы и столкнулись.
До датчика коленвала не так просто добраться, даже не получилось сфотографировать.
Болт крепления отвернуть удалось, а дальше пришлось высверливать и выковыривать.
После замены датчика автомобиль порадовал нас отменно стабильным запуском!
Вот такая история из серии “ То заводится - то не заводится ни на что не ругается”
Другие истории из ремонтной практики: